Техногенные болезни в последние годы становятся все более обычными. Это болезни цивилизации, раньше их не было. Например, гиподинамия, болезнь неподвижности, когда водители автотранспорта, операторы перед экраном компьютеров, а дома в основном перед телевизором, за столом, большую часть жизни проводят сидя, в неподвижности, отчего возникают отложения солей, остеохондрозы, даже есть так называемый школьный горб и другие болезни. Или ожирение как следствие неправильного, неестественного питания и стиля жизни. Техногенные психические стрессы, по-видимому, не нуждаются в комментариях, тут все ясно.
Микробы и вирусы были всегда, но соответствующие болезни получили широкое распространение только в последние века. Это, конечно, связано и с успехами медицины, с применением сильнодействующих фармакологических средств, вычищающих внутреннюю среду организма от всяких микробов. Но природа не терпит пустоты, и освободившиеся места занимают другие микробы из внешней среды, и они могут оказаться болезнетворными. Таким образом, мы приходим к понятию «микробиологическая броня», которая покрывает все внешние и внутренние поверхности здорового организма, живущего в здоровой, естественной среде — это развитые микробоценозы, куда чужаку в буквальном смысле слова «палец нельзя сунуть».
Это вовсе не означает, что лекарства нельзя применять вообще, их надо применять обоснованно и умеренно, что на самом деле бывает редко. Обычным является необоснованная передозировка. Кроме того, организм быстро привыкает к лекарствам и вскоре приходится увеличивать дозу, чтобы добиться желаемого успеха. Не исключено, что чумные, оспенные и прочие эпидемии, охватившие Европу 200-300 лет назад, были связаны с применением в медицине первых эффективных (именно эффективных!) химических препаратов.
Обратим также внимание на то, что жизненный цикл микроорганизмов существенно короче продолжительности жизни животных и человека, иногда период между последовательными делениями клеток составляет порядок минут. Если, допустим, он равен 6 мин, то за сутки пройдет 240 поколений какого-то микроба. Человеку, чтобы пройти такой эволюционный интервал требуется 30 лет X 240 поколений = 7200 лет! А генетический механизм наследственности у нас и у микробов один и тот же — все та же ДНК. А если учесть, что индивидуальная смерть микроорганизма несущественна, лишь бы популяция процветала, то становится ясным, что изменчивость, пластичность, иными словами, живучесть и приспособляемость микроорганизмов чудовищны. Никакой химией уничтожить их невозможно — это стало ясно в последние десятилетия. Именно поэтому чуть ли не ежегодно появляются новые разновидности гриппа, это новые микроорганизмы, которых раньше не было, это мутанты и, что существенно, мутанты жизнеспособные.
Необходимо отдельно говорить о техногенном воздействии на иммунную систему человека, что осознано в последние годы. Иммунная система — это аптека организма, вырабатывающая лекарства и антитела для лечения различных патологий. Под воздействием суммы техногенных факторов, а также вследствие перегрузки она начинает отказывать — это и есть СПИД, после чего человек может умереть от любого пустяка. Раньше этого не было. Это типично техногенное новое явление. Первобытный человек мог умереть от тысячи причин, погибнуть от большого числа событий и ситуаций, но иммунная система у него, скорее всего, была прекрасная, о которой современный человек может только мечтать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий